Добро пожаловать Гость!
Вторник, 19.03.2024, 11:43
Главная

Меню сайта

Строительство

Ремонт

Виды малярных работ и материалы

Виды малярных работ и материалы

Малярное покрытие — тонкий слой краски или лака, нанесенный на поверхность строительной конструкции, который в результате высыхания или химических процессов превращается в декоративно-защитную пленку, выполняющую также санитарно-гигиенические функции и прочно связанную с основанием.

Малярными работами называют комплекс операций по нанесению тонких слоев жидких красящих составов на поверхности строительных конструкций и оборудования.

Малярные работы относят к одному из завершающих видов внутренней и наружной отделки, как при строительстве зданий, так и при ремонте и реконструкции.

В красочные составы входят пигменты и связующие вещества на водной и неводной основе. В водных окрасочных составах — связующие вещества известь, цемент, жидкое стекло, различные клеи; в неводных — натуральные и искусственные олифы, синтетические смолы, битумы и др. Связующие определяют тип малярной окраски клеевая, масляная, синтетическая) и область ее применения.

Клеевыми составами окрашивают стены и потолки внутри помещений с нормальной влажностью, масляными — наружные поверхности зданий и сооружений, внутренние помещения с повышенной влажностью, столярные и металлические изделия.

К более универсальным относятся синтетические, силикатные, водоэмульсионные краски. Их применяют для отделки любого типа поверхностей. Они надежно защищают конструкции и изделия в условиях переменного температурного режима и воздействия агрессивной среды.

Кроме окрасочных составов при выполнении малярных работ применяют растворители и разбавители красок (скипидар, уайт-спирит, ацетон); сиккативы, которые служат для ускорения высыхания масляных красок; вспомогательные малярные составы (грунтовки, шпатлевки, пасты и т.д.).

Малярные работы характеризуются многооперационностью, обычно они включают в себя очистку поверхности, нанесение грунтовочного состава, подмазку неровных мест, шлифование, шпатлевание, окраску и окончательную отделку.

Главные операции при производстве малярных работ механизированы. Обычно на строительную площадку поставляют готовые окрасочные составы, выпускаемые промышленностью, которые механизированным способом транспортируют к рабочим местам и наносят на обрабатываемую поверхность. Иногда малярные составы готовят в так называемых колерных мастерских, оборудованных специальными агрегатами, а также в передвижных малярных станциях.

Нанесенный на строительные конструкции окрасочный состав образует лакокрасочное покрытие.

Лакокрасочные покрытия классифицируют по ряду признаков.

Выделяют технические покрытия — они служат для предохранения окрашиваемых конструкций от коррозии, загнивания, поглощения влаги, возгорания, действия химических веществ и т.п.; санитарные — для создания в помещениях должного санитарного состояния, поддержания в них чистоты; декоративные — для архитектурно-художественной отделки зданий, сооружений или отдельных помещений. Чаще всего эти три назначения совмещаются.

Выделяют наружные и внутренние лакокрасочные покрытия, применяемые, соответственно, снаружи и внутри помещений.

По категории качества лакокрасочные покрытия делят на простые (отделка поверхностей подсобных, складских и других второстепенных помещений и временных строений), улучшенные (отделка жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений), высококачественные (отделка основных помещений зданий дворцов, театров, вокзалов, административных и других сооружений общественного назначения).

Выделяют также непрозрачные, полностью укрывающие поверхность и придающие ей определенный цвет. Краски для таких покрытий состоят из связующего, красящего вещества и в некоторых случаях наполнителя, что дает возможность снизить расход пигмента, а также растворителей и сиккативов; прозрачные, через которые хорошо видны рисунок и цвет основания. Основным материалом служат пленкообразующие покрытия с добавкой для улучшения их свойств пластификаторов и сиккативов.

По отношению к воздействию воды выделяют неводостойкие, у которых под действием воды пленка разрушается, что снижает ее декоративные и эксплуатационные качества, и водостойкие, у которых пленка не разрушается в связи с тем, что основание пленки образуется на маслах, смолах или синтетических полимерах.

По условиям эксплуатации окрашиваемых объектов покрытия бывают атмосферостойкие, водостойкие, химически стойкие, бензо-, масло-, термостойкие, электроизолирующие.

Лакокрасочные покрытия состоят из слоя грунтовки, одного или нескольких слоев шпатлевки с промежуточными слоями грунтовки, верхнего слоя грунтовки и 1-3 слоев окрасочного состава.

Задача грунтовки поверхности — упрочнить верхний слой окрашиваемой поверхности, выровнять ее, увеличить ее впитывающую способность, закрепить находящуюся на поверхности пыль и повысить прочность сцепления (адгезию) шпатлевки или краски с отделываемой поверхностью.

Окраску поверхности выполняют для получения малярной отделкой требуемого эксплуатационного качества, цвета и декоративности.

Грунтовка представляет собой разжиженное связующее, иногда с небольшим количеством пигмента, обладающее меньшей вязкостью, чем окрасочные составы. Грунтовка должна глубоко впитываться в поры основания, создавая по всей поверхности тонкий слой, который прочно сцепляется с основанием и малярными покрытиями (шпатлевками или окрасочными составами). Если окрасочный состав наносят непосредственно на грунтовку, то в качестве грунта целесообразно использовать этот же окрасочный состав, но разжиженный растворителем. Загрунтованное основание не отсасывает из лакокрасочных покрытий большого количества связующего и тем самым не ослабляет покрытие.

Шпатлевкой создают гладкую однотонную поверхность: выравнивают поры, раковины, трещины, царапины, выбоины и другие дефекты до 2-5 мм (чем больше неровности, тем гуще должна быть шпатлёвка). Дефекты большей глубины заделывают полимерцементным или гипсополимерцементным раствором. Каждый слой шпатлевки покрывают грунтовкой, которая пропитывает тонкий шпатлевочныи слой, упрочняет его и придает поверхности повышенную адгезию (сцепление) к последующим слоям малярного покрытия.

Для окончательной малярной отделки применяют различные окрасочные составы. От вида окрасочного состава зависят технология и техника выполнения малярных работ.

Все малярные составы (грунтовки, шпатлевки и окрасочные составы), как правило, называют по связующему: известковые (связующее — известь), перхлорвиниловые (связующее — перхлорвиниловый лак) и т.д.

К водным грунтовочным составам (грунтовкам) относят купоросные, квасцовые, мыловар и силикатные;
— к масляным — олифу, разбавленный масляный колер, масляно-эмулъсионный состав и пентафталевую грунтовку на масляно-смоляном лаке;
— к синтетическим — перхлорвиниловые, поливинилацетатные, стирол-бутадиеновые, кремнийорганические.

Водные шпатлевки — купоросные и квасцовые;
— масляно-клеевыё изготовляют на основе олифы (3, 5, 10 и 18% олифы);
— синтетические — гипсополимерцементные и полимерцементные, карбоксиметилцеллюлозно-латексно-меловые, перхлорвиниловые, пентафталевые, полидиеновые.

Окрасочные составы (краски):
— водные:
• известковые,
• силикатные,
• клеевые и цементные;
— масляные;
— синтетические:
• поливинилацетатные;
• акриловые;
• стирол-бутадиеновые;
• кремнийорганические;
• перхлорвиниловые;
• глифталевые;
• пентафталевые;
• изопреновые;
• органосиликатные и др.

К малярным составам также относятся клеи и мастики для крепления обоев и пленок.

Связующие вещества в окрасочных составах обеспечивают сцепление частиц пигмента и наполнителя между собой и с окрашиваемой поверхностью, образуя после высыхания тонкую затвердевшую пленку. Связующие вещества подразделяют на связующие для водных и неводных окрасочных составов и эмульсии.

Связующие для водных окрасочных составов бывают минеральные (известь строительная, портландцемент и т.д.), органические (клеи животные и растительные) и синтетические.

Животные клеи – одна из наиболее значительных групп органических связующих веществ, включающая клей костный, мездровый, казеиновый, рыбий и желатин технический.

Клей костный представляет собой продукт переработки обезжиренных костей животных. Его выпускают в плитках, дробленым, гранулированным, чешуйчатым и в виде студня (галерта). Применяют для приготовления водно-клеевых окрасочных составов, грунтовок, шпатлевок, поставляют в четы-рехслойных бумажных или льняных мешках массой до 35 кг. Клей галерту упаковывают в деревянные бочки массой не более 250 кг.

Клей мездровый получают из белковых отходов кожевенных и коже-сырьевых заводов путем разваривания в воде мездры, сухожилий, обрезков сырых шкур животных с последующим выпариванием и высушиванием полученного раствора. Клей выпускают в виде плиток, дробленым, чешуйчатым, гранулированным и др.

Казеиновый клей — смесь казеина с гашеной известью, минеральными солями и керосином.

Казеин технический — зерна серовато-желтого цвета, получаемые из коровьего обезжиренного молока коагуляцией содержащегося в нем белка с последующей промывкой, обработкой и сушкой сгустка. Затворяемые водой с щелочью казеиновые порошки или зерна применяют в основном для приготовления казеиновых красок, используемых при окраске фасадов зданий.

Рыбий клей вырабатывают из плавательных пузырей крупных осетровых и сомовых пород рыб в виде пластин различной формы беловато-кремового цвета. Он обладает хорошей клеящей способностью и применяется для производства декоративно-малярной отделки поверхностей.

Желатин технический — это костный клей особого качества, который выпускают в виде мелких пластинок, крупинок, гранул или порошка. В зависимости от сортности желатин может иметь желтый и темно-коричневый цвет. При растворении быстро становится студнеобразным.

Растительный клей получают из продуктов растительного происхождения посредством затворения картофельного, кукурузного, пшеничного или рисового крахмала или муки водой. При производстве малярных работ для приготовления клеевых красок, как правило, применяют картофельный крахмал в смеси с животными клеями.

Муку (ржаную, пшеничную и др.) при малярной отделке используют чаще, чем крахмал, так как последний имеет меньшую клеящую способность.

К синтетическим клеям относятся карбоксиметилцеллюлоза, метил-целлюлоза, поливйнилацетатная дисперсия, латекс синтетический СКС-65ГП и др.

Карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ) выпускается в виде продукта химической переработки древесной целлюлозы, представляющей собой хлопья кре-мово-белого цвета, полностью растворяющиеся в воде в течение 12 ч. Клей КМЦ применяют для приготовления клеевых окрасочных составов.

Метилцеллюлоза — порошкообразный или волокнистый продукт белого или желтоватого цвета. Хорошо растворяется в холодной воде, получают при переработке древесной целлюлозы. Метилцеллюлозу в виде клеевого состава, обладающего большей стойкостью к действию кислот и щелочей, чем КМЦ, используют при изготовлении латексных красок, лаков, акварельных красок и др.

Поливинилацетатную дисперсию (ПВА) готовят путем полимеризации винилацетата в водной среде. По внешнему виду это вязкая однородная жидкость белого цвета. Клей ПВА применяют для изготовления синтетических водоэмульсионных красок, шпатлевочных и грунтовочных составов.

Связующие для неводных окрасочных составов — это олифы, смолы и лаки.

Олифы — это высыхающие маслянистые жидкости, образующие при нанесении на поверхность прочную и эластичную пленку. Их подразделяют на натуральные, полунатуральные и искусственные.

К натуральным относят льняную и конопляную олифы, которые выпускают на основе одноименных масел двух видов: полимеризованные и окисленные. Конопляная олифа поставляется только в окисленном виде.

Для получения льняной полимеризованной олифы масло подогревают до температуры 275°С и добавляют марганцево-свинцово-кобальтовый сиккатив. Окисленные льняную и конопляную олифы готовят посредством нагрева масла до 160°С с продувкой воздухом и добавкой сиккатива.

Эти виды олифы применяются для изготовления и разведения густотертых масляных красок, обработки деревянных, оштукатуренных, металлических и других поверхностей, для изготовления грунтовочных и шпат-левочных составов.

Чтобы сократить объемы расходования высококачественных и дорогостоящих натуральных масел, являющихся ценными пищевыми продуктами, на технические нужды и для отделочных работ все шире применяют полунатуральные олифы. Их получают путем окислительного уплотнения растительных масел воздухом при нагревании до высоких температур и последующего разбавления полученного вязкого продукта летучими растворителями с добавкой сиккатива.

К полунатуральным олифам относят олифы оксоль, глифталевую, пен-тафталевую, касторовую и др.

Оксоль получают в результате окисления растительных масел (льняного, конопляного, подсолнечного, кукурузного, соевого, виноградного и др.) с последующим введением сиккативов и разбавлением до 45% уайт-спиритом. Соответствующие марки используют для изготовления масляных красок, применяемых для окраски наружных и внутренних поверхностей (кроме пола). Этот вид олифы пожаро- и взрывоопасен. Поэтому при ее производстве и применении необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. Поставляют олифу оксоль в железных бочках, банках вместимостью 3 и 5 л или в стеклянных бутылках.

Глифталевую олифу общего назначения получают из смеси растительных масел, глицерина и фталевого ангидрида, смесь разбавляют уйат-спири-том с добавлением Сиккатива. Глифталевую олифу применяют для разведения густотертых красок при наружном и внутреннем окрашивании металлических, деревянных и оштукатуренных поверхностей.

Пентафталевую олифу получают разведением пентафталевой смолы растворителем с модификацией растительными маслами. Содержание растворителя в олифе не должно превышать 50%. Пентафталевые и глифта-левые олифы называют алкидными^ Их, как правило, используют для приготовления густотертых и готовых к применению алкидных красок для внутренних и наружных работ.

Касторовую олифу получают путем дегидратации и уплотнения касторового масла в присутствии катализатора с последующим добавлением растворителей (бензина или скипидара). Ею разводят густотертые краски при внутреннем окрашивании поверхностей (кроме пола).

Искусственные олифы изготовляют путем химической обработки пленкообразующих органических материалов с нагреванием и добавкой растворителей. Эти олифы имеют темный цвет и дают пленку пониженного качества, в связи с чем их применяют для малоответственных лакокрасочных покрытий. К этому виду олиф относятся сланцевая, солевая и др.

Сланцевая олифа является продуктом окисления сланцевых масел, растворенных в органических растворителях (сланцевом бензине, ксилоле). Используется для разведения красок, применяемых для наружных и изредка (из-за неприятного запаха и темного цвета) для внутренних окрасок по металлу, дереву, штукатурке.

Нефтеноль, карбоноль и др. (солевые олифы) — это растворы алюминиевых и кальциевых солей органических кислот в уайт-спирите или других растворителях органического происхождения.’Они образуют слабую пленку и поэтому их применяют только для внутренних малоответственных работ при окрашивании деревянных, металлических и оштукатуренных поверхностей.

Смолы натуральные и синтетические используются для изготовления лакокрасочных изделий. К натуральным смолам относят канифоль сосновую, шеллак, сандарак и даммар. Канифоль сосновую получают из смолы, выделяемой хвойными деревьями. Из этой же смолы готовят скипидар, используемый в качестве растворителя при выполнении малярных работ. Канифоль применяют для изготовления лаков, олиф и других лакокрасочных материалов.

Смолы растительного происхождения {шеллак, сандарак и даммар), добывают из деревьев, произрастающих в странах с тропическим и субтрог пическим климатом. На основе шеллака готовят спиртовые лаки и политуры, применяемые в мебельной промышленности. Сандарак и даммар в настоящее время практически не применяют, так как налажен выпуск широкого ассортимента синтетических смол: глифталевых, пентафталевых, поли-винилхлоридных, кумароноинденовых, фенолформальдегидных, мочевино-формальдегидных и др. Глифталевую смолу используют для изготовления эмалей, олиф, лаков и других лакокрасочных материалов. Пентафтале-вую применяют для изготовления лаков и красок высокого качества, обладающих атмосферостойкостью.

Кумароноинденовую смолу получают полимеризацией кумарона и ин-дена, содержащихся в каменноугольных смолах.”Применяют при изготовлении лаков.

Перхлорвиниловую смолу изготовляют из поливинилхлорида дополнительным его хлорированием. Смола представляет собой зерна или порошок белого (кремового) цвета и применяется для приготовления высококачественных атмосферостойких эмалей, лаков и фасадных красок.

Лаки — это растворы смол, модифицированных растительными маслами в органических летучих растворителях, применяемые в качестве связующего материала при приготовлении эмалей, а также в чистом виде для лакировочной отделки деревянных, металлических и ранее окрашенных поверхностей.

Эмульсии применяют в качестве связующего для приготовления малярной продукции. Эмульсии позволяют экономить дефицитные олифы и значительно улучшать качество малярных работ. Различают водомасляные и синтетические эмульсии.

Водомасляные эмульсии — это устойчивые механические смеси воды и олифы, раздробленные на мельчайшие частицы в специальных машинах.

Для обеспечения большей устойчивости в эмульсионную смесь добавляют эмульгаторы в виде клея, известковой воды и др. Водомасляные эмульсии используют для приготовления шпатлевок, грунтовок, клеевых составов, ими разбавляют густотертые масляные краски.

Синтетические эмульсии, дисперсии и латексы изготовляют полимеризацией винилацетата, стирола;- акрилата и других полимеров в водной среде в присутствии эмульгаторов, пластификаторов и других веществ. Это поливинилацетатная дисперсия, синтетический латекс СКС-65ГП, акриловая, глифталевая и другие эмульсии. Применяются для изготовления красок и клеящих мастик.

Пигменты и красители предназначены для придания пленкообразующим связующим веществам определенного цвета. Красители — окрашивающие вещества, растворимые в воде, поэтому в строительстве их практически не применяют.

Пигменты — сухие, тонко измельченные красящие порошки, которые не растворяются как в воде, так и в органических растворителях (спиртах, скипидаре, маслах и др.), но хорошо смешиваются с ними, образуя суспензии или пасты соответствующего цвета.

Пигменты делят на минеральные и органические, а по способу получения — на природные и искусственные.

Природные получают путем размалывания глинистых пород, содержащих окислы железа (железный сурик, охра, мел, известь и др.). Искусственные готовят на заводах путем термической обработки минерального сырья. $ Металлические порошки — это пудры, алюминиевая и цинковая, бронза золотистая и др., которые применяют в смеси со связующими для окраски металлических конструкций и т.д.

Фарблаки — это синтетические пигменты, получаемые осаждением органических анилиновых красителей на белую основу (мел, каолин, тальк). Их применяют для изготовления масляных и клеевых красок.

Пигменты классифицируют по цветовому признаку на белые, черные, красные, желтые, зеленые, синие, коричневые.

При использовании пигментов необходимо учитывать следующие их показатели: укрывистость (кроющую способность), дисперсность, свето- и атмосфероустойчивостъ, красящую способность, водо-и маслоемкость, щелоче-, масло- и кислотостойкость, огнестойкость, токсичность и ряд других.
Укрывистость — это способность красящего пигмента при нанесении на однородную поверхность делать невидимым цвет последней или уменьшать ее контрастность до полного исчезновения разницы между окрашиваемыми слоями. Укрывистость определяют по расходу пигмента в г/м2 окрашиваемой поверхности. Этот показатель характеризует экономичность малярных составов и красок с конкретными пигментами, так как чем больше укрывистость, тем меньше требуется пигмента. Минимальная укрывистость для каждого пигмента устанавливается стандартами.

Красящая способность (интенсивность) — это свойство пигмента передавать при смешивании другому пигменту свой цвет. Этот показатель оценивают как визуально, так и фотоэлектрическим методом, сравнивая его с эталонным образцом (в %).

Дисперсность (тонкость помола) в значительной степени влияет на укрывистость, красящую способность и др. Дисперсность устанавливают после просеивания пигмента через сито соответствующего номера по остатку непросеившейся части (в % к весу материала).

Маслоемкость — расход масла в г/100 г пигмента.

Условная светостойкость — способность пигментов противостоять разрушающему действию световых лучей, т.е. изменению цвета. Стойкость к атмосферным условиям — способность пигмента сопротивляться разрушающему действию ветра, дождя, снега, температурных изменений и т.д.

Наполнители — тонко измельченные нерастворимые минеральные порошки, добавляемые в малярные составы с целью экономии пигментов и придания им лучшей сцепляемости с покрываемым основанием, повышенной прочности, огне-, кислото- и щелочестойкости, а также глянца или матовости. В зависимости от вида окрашивающего состава в качестве наполнителей применяют тальк молотый, трепел, асбест, слюду молотую, диатомит, тяжелый и легкий шпат, молотый песок и др.

Вспомогательные материалы используются в окрашивающих составах, приготовляемых непосредственно перед употреблением и для подготовительных работ перед малярной отделкой. Это грунтовки, подмазочные пасты, шпатлевки, растворители, разбавители, сиккативы, смывки, пластификаторы, и т.д.

Грунтовки — составы, в которые входят пигменты, заполнители и связующие. Они отличаются от окрашивающих составов меньшим содержанием пигментов. Грунтовки используют перед окраской для предварительного насыщения пор и усиления сцепления окрасочного слоя с поверхностью.

Подмазочные пасты от шпатлевок отличаются тем, что не дают усадки и обладают повышенной адгезией. Подмазочные пасты необходимы для заделки неровностей, трещин, выбоин. В них добавляют различные разбавители’, растворители, сиккативы и другие материалы.

Шпатлевки — пастообразные массы, состоящие из пигментов, наполнителей и связующих веществ с добавкой пластификаторов. Они предназначены для выравнивания поверхности.

Шпатлевание в зависимости от качественной категории окраски может выполняться сплошным слоем или частично. Поверхности после шпатлевания и сушки должны легко поддаваться шлифованию наждачной бумагой или пемзой.

Консистенция шпатлевки должна составлять 7-8 см по стандартному конусу, а продолжительность высыхания слоя толщиной до 1,5 мм при температуре 18°С и относительной влажности 60% не более 24 ч. После сушки недопустимо появление трещин и пузырей.

В строительстве используют шпатлевки белого, слегка желтоватого или светло-серого цвета.

Широкое применение в современном строительстве находят синтетические шпатлевки.

Растворители — жидкие вещества, используемые для доведения малярных составов до рабочей вязкости, а также для промывки ручных машин и инструмента, машин и механизмов после работы. Растворителями для клеевых и эмульсионных красок служит вода. Наиболее распространенными растворителями и разбавителями для густотертых или сухих красок являются ацетон, уайт-спирит, скипидар, бензин, керосин, сольвент, толуол и др.

Смывки применяют для удаления отвердевших (старых) красочных пленок. Смывки производят на основе органических растворителей, АФТ-1 и др. Действие смывок наступает через 15-20 мин после нанесения.

Сиккативы — жидкости и порошки, добавляемые в малярные составы для ускорения их отвердения и высыхания.

Сиккативы выпускают плотностью 0,8-1,16 г/см3 марок от НФ-1 до НФ-8. Чтобы не допустить разрушения окрасочной пленки, их добавляют в масляные краски, лаки, олифы в количестве не более 5-8%.

Пластификаторы — жидкости, используемые для пластификации масляных составов. Применяют следующие пластификаторы: дибутилфта-лат ДБФ, диэтилфталат ДЭФ, диметилфталат ДФМ и др.

Гидрофобизаторы — жидкости, добавляемые в малярные составы для придания окрасочным слоям атмосферостойкости и водоотталкивающих свойств, что особенно необходимо при окраске наружных поверхностей строительных конструкций. Для этих целей применяют силиконовые составы гидрофобизаторов марок ГКЖ-10, ГКЖ-11 и др.

Готовые краски и лаки по роду связующего вещества делятся на водоразбавляемые, масляные и эмалевые.

Водоразбавляемые краски широко применяются при малярной отделке. Это известковые, цементные, полимерцементные, клеевые, казеиновые, силикатные, водоэмульсионные краски и др.

Масляные краски представляют собой смеси пигментов, наполнителей и олифы, тщательно перетертые в краскотерочных машинах. Их выпускают двух видов — густотертые и готовые к употреблению. Густотертые краски перед использованием разводят олифой, уайт-спиритом или скипидаром.

Масляные краски широко используют как для внутреннего, так и наружного окрашивания поверхностей.

Эмали — это смеси лака, пигмента, наполнителя с добавлением растворителя и сиккатива. Их выпускают готовыми к применению. Эмали после высыхания образуют твердый блестящий слой с интенсивным блеском.

В зависимости от пленкообразующего вещества получают эмалевые краски на масляных лаках, эмали на лаках из эфиров целлюлозы, пер-хлорвиниловые эмали на перхлорвиниловом лаке. Для наружной малярной отделки используют перхлорвиниловую эмаль, кремнийорганические краски, образующие при высыхании водонепроницаемые, атмосфероустойчивые и долговечные пленки.

Лаки — это растворы смол и растительных масел в органических летучих растворителях. После нанесения на поверхности они способны образовывать твердую, блестящую, чаще светло-прозрачную пленку, реже — темно-матовую.

Есть масляно-алкидные лаки, битумные, синтетические, эфироцеллю-лозные и др.

Масляно-алкидные.имеют марки в соответствии с применением. Так, ПФ-283 применяются для внутренних покрытий по дереву светлых пород, ГФ-166 — для наружных и внутренних покрытий по дереву, ПФ-171 -для покрытий внутри помещения по дереву и антикоррозионных покрытий цветных металлов, ПФ-231 — для покрытия паркетного пола.